воскресенье, мая 07, 2006 10:17 AM

Условия формирования информационной компетентности будущих преподавателей

Тезисы на конференцию "Парадигмы образования". 26/04/2006, г. Ижевск
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений не только в системе повышения квалификации специалистов вуза, но и в подготовке студентов, которые еще только учатся, чтобы в будущем стать преподавателями.

Обучение таких студентов должно быть основано не только на педагогике, психологии и фундаментальных знаниях в избранной области (математике, биологии, химии и т.д.). Оно должно быть основано, прежде всего, на формировании у студентов информационной компетентности, которая является базовой для ключевых, универсальных компетенций. Поэтому овладение ею становится успешным залогом будущей профессиональной педагогической деятельности студента.

Как справедливо заметил А.В. Хуторской [1], на данный момент студенты «…могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций». Поэтому основу формирования системы необходимых информационных умений и навыков должна составлять совокупность соответствующей теоретической подготовки и учет специфики профессиональной деятельности, в которой эти умения и навыки проявляются. При этом необходимо:
  1. Научить студентов использовать в качестве источника образования мировую виртуальную среду, включающую [2]:
    • электронные каталоги крупнейших мировых и отечественных библиотек;
    • полнотекстовые коллекции научной и учебной литературы (электронные библиотеки);
    • собрания официальной управленческой информации о системе высшего профессионального образования;
    • информацию о рынке традиционных образовательных услуг (центры, организации и учреждения, составляющие инфраструктуру высшего и поствузовского образования);
    • информацию о рынке услуг дистанционного образования и обучения различного уровня;
    • материалы тематических порталов по различным направлениям профессиональной деятельности;
    • представительства СМИ;
    • глобальные системы межличностной коммуникации.

  2. Создавать на кафедрах, факультетах, в вузе информационную образовательную среду, состоящую из [2]:
    • организованных материалов учебного процесса (учебные планы, графики, расписания и т.д.);
    • учебных материалов (тексты лекций, электронные учебники, контролирующие материалы);
    • специализированных дистанционных учебных сред (электронные учебники, виртуальные лаборатории);
    • представительств и систем общения преподавателей и студентов (web-странички, форумы, блоги, википедии).

  3. Ввести в программу обучения специальный курс, который бы охватил несколько уровней формирования информационной компетентности (по А.В. Могилеву):
    • исполнительскую компетентность – умение создать информационный продукт по стандартной схеме, образцу;
    • технологическую компетентность – умение спланировать, придумать схему создания нетипового информационного продукта;
    • экспертную компетентность – умение дать качественную оценку информационному продукту, его достоинствам и недостаткам;
    • аналитико-синтетирующую компетентность – умение на основе анализа информационного продукта и технологии обращения с ним предлагать изменения как в сфере самого продукта, так и в технологии его изготовления.

  4. После того, как будут заложены основы базовой информационной компетентности, развивать ее на более высоком уровне: формировать способность к выполнению будущей педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
Таким образом, для успешного формирования информационной компетентности необходимо иметь продуманную систему поддерживающего обучения, которая позволит создать необходимые условия для постоянного пополнения знаний, перейти от обучения к образованию и самообразованию, сделать стремление педагогов к использованию информационных технологий осознанным и стабильным.

Литература:
  1. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (12.12.2005)
  2. Паршукова Г.Б. Информационная грамотность как фактор развития профессиональной компетенции // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды VIII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8-11 ноября 2005 г.). СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005 - с. 112-115.

2 Comments:

Anonymous Анонимный said...

Этот комментарий был удален администратором блога.

2:42 PM  
Anonymous Анонимный said...

Этот комментарий был удален администратором блога.

5:43 AM  

Отправить комментарий

<< Home