Условия формирования информационной компетентности будущих преподавателей
Тезисы на конференцию "Парадигмы образования". 26/04/2006, г. Ижевск
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений не только в системе повышения квалификации специалистов вуза, но и в подготовке студентов, которые еще только учатся, чтобы в будущем стать преподавателями.
Обучение таких студентов должно быть основано не только на педагогике, психологии и фундаментальных знаниях в избранной области (математике, биологии, химии и т.д.). Оно должно быть основано, прежде всего, на формировании у студентов информационной компетентности, которая является базовой для ключевых, универсальных компетенций. Поэтому овладение ею становится успешным залогом будущей профессиональной педагогической деятельности студента.
Как справедливо заметил А.В. Хуторской [1], на данный момент студенты «…могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций». Поэтому основу формирования системы необходимых информационных умений и навыков должна составлять совокупность соответствующей теоретической подготовки и учет специфики профессиональной деятельности, в которой эти умения и навыки проявляются. При этом необходимо:
Литература:
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений не только в системе повышения квалификации специалистов вуза, но и в подготовке студентов, которые еще только учатся, чтобы в будущем стать преподавателями.
Обучение таких студентов должно быть основано не только на педагогике, психологии и фундаментальных знаниях в избранной области (математике, биологии, химии и т.д.). Оно должно быть основано, прежде всего, на формировании у студентов информационной компетентности, которая является базовой для ключевых, универсальных компетенций. Поэтому овладение ею становится успешным залогом будущей профессиональной педагогической деятельности студента.
Как справедливо заметил А.В. Хуторской [1], на данный момент студенты «…могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций». Поэтому основу формирования системы необходимых информационных умений и навыков должна составлять совокупность соответствующей теоретической подготовки и учет специфики профессиональной деятельности, в которой эти умения и навыки проявляются. При этом необходимо:
- Научить студентов использовать в качестве источника образования мировую виртуальную среду, включающую [2]:
- электронные каталоги крупнейших мировых и отечественных библиотек;
- полнотекстовые коллекции научной и учебной литературы (электронные библиотеки);
- собрания официальной управленческой информации о системе высшего профессионального образования;
- информацию о рынке традиционных образовательных услуг (центры, организации и учреждения, составляющие инфраструктуру высшего и поствузовского образования);
- информацию о рынке услуг дистанционного образования и обучения различного уровня;
- материалы тематических порталов по различным направлениям профессиональной деятельности;
- представительства СМИ;
- глобальные системы межличностной коммуникации.
- Создавать на кафедрах, факультетах, в вузе информационную образовательную среду, состоящую из [2]:
- организованных материалов учебного процесса (учебные планы, графики, расписания и т.д.);
- учебных материалов (тексты лекций, электронные учебники, контролирующие материалы);
- специализированных дистанционных учебных сред (электронные учебники, виртуальные лаборатории);
- представительств и систем общения преподавателей и студентов (web-странички, форумы, блоги, википедии).
- Ввести в программу обучения специальный курс, который бы охватил несколько уровней формирования информационной компетентности (по А.В. Могилеву):
- исполнительскую компетентность – умение создать информационный продукт по стандартной схеме, образцу;
- технологическую компетентность – умение спланировать, придумать схему создания нетипового информационного продукта;
- экспертную компетентность – умение дать качественную оценку информационному продукту, его достоинствам и недостаткам;
- аналитико-синтетирующую компетентность – умение на основе анализа информационного продукта и технологии обращения с ним предлагать изменения как в сфере самого продукта, так и в технологии его изготовления.
- После того, как будут заложены основы базовой информационной компетентности, развивать ее на более высоком уровне: формировать способность к выполнению будущей педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
Литература:
- Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (12.12.2005)
- Паршукова Г.Б. Информационная грамотность как фактор развития профессиональной компетенции // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды VIII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 8-11 ноября 2005 г.). СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005 - с. 112-115.
2 Comments:
Этот комментарий был удален администратором блога.
Этот комментарий был удален администратором блога.
Отправить комментарий
<< Home