понедельник, февраля 20, 2006 10:35 AM

К вопросу об информационной компетентности будущего педагога

Тезисы на конференцию "Компетентностный подход в обучении". 09/02/2006, г. Ижевск

Информационная компетентность – способность специалиста отбирать, анализировать, обрабатывать и передавать информацию. Она состоит из двух групп информационных навыков. Это - базовые библиотечные навыки и навыки пользования информационными технологиями.

К базовым библиотечным относятся навыки работы с информацией – ее сбор, анализ и обработка для дальнейшего использования. Здесь уместно привести список навыков, выделенных SCONUL (Society of College, National and University Libraries) [1]:
  1. Способность осознавать потребность в информации.
  2. Способность находить, каким образом можно восполнить «пробел» в знаниях:
    • понимать, что существуют различные источники информации;
    • уметь выбрать среди большого количества ресурсов только те, которые позволяют решить конкретную задачу;
    • знать, как получить доступ к необходимой информации.
  3. Способность разрабатывать стратегии поиска информации:
    • четко формулировать запрос на требуемую информацию;
    • разрабатывать систематические методы поиска;
    • понимать принципы создания баз знаний и работы с ними.
  4. Способность отобрать информацию:
    • использовать различные техники поиска;
    • применять коммуникативно-информационные технологии;
    • работать с библиографическими и аннотационными службами, архивами, базами данных;
    • быть в курсе новейших технологий и уметь их применить.
  5. Способность сравнивать и оценивать информацию:
    • понимать, что информация может быть субъективна;
    • реферировать научные публикации;
    • оценивать достоверность информации;
    • уметь работать с несколькими источниками одновременно.
  6. Способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию:
    • выбирать подходящий способ работы с информацией в конкретной ситуации;
    • создавать библиографические ссылки;
    • составлять собственную библиографическую систему для удобства дальнейшей работы;
    • использовать уже имеющуюся информацию для решения задач;
    • воспроизводить информацию, используя различные средства;
    • осознавать существование проблемы авторских прав.
  7. Способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.
К навыкам пользования информационными технологиями относятся:
  1. Осуществление информационного поиска в Интернет:
    • умение пользоваться поисковыми системами, правильно составлять поисковый запрос;
    • знать Интернет-порталы, касающиеся профессиональной деятельности;
    • уметь находить необходимую информацию с помощью Интернет-каталогов.
  2. Налаживание общения посредством следующих Интернет-технологий:
    • электронная почта;
    • чат;
    • форумы;
    • блоги;
    • месседжеры.
  3. Использование стандартного программного обеспечения, позволяющего:
    • обрабатывать текстовые, табличные, графические документы;
    • создавать презентации;
    • пользоваться Интернетом;
    • просматривать и прослушивать видео/аудиозаписи.
  4. Использование технических устройств, таких как:
    • компьютер;
    • оргтехника;
    • цифровой/кассетный диктофон;
    • видеокамера;
    • проектор.
Конечным итогом информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов: перспективных планов, аналитических отчетов, концептуальных моделей, методических пособий, рекомендаций, обобщения опыта работы, проектов, моделей, разработок и др.

Информационная компетентность дает специалисту дополнительные возможности: получать престижную и высокооплачиваемую работу, формировать собственный досуг и мир развлечений, быть в курсе основных мировых и локальных событий. В свою очередь информационная компетентность требует от специалиста уметь быстро обрабатывать большие объемы информации, создавать новое знание, владеть компетенциями в смежных областях, обладать способностью к творчеству, постоянно самосовершенствоваться и самореализовываться. [2]

Литература:
  1. Information Skills in Higher Education: A SCONUL Position Paper. http://www.sconul.ac.uk/activities/inf_lit/papers/Seven_pillars.html (январь 2006г.)
  2. Петухова Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета, №1 (39), 2005 – с. 116-123.

1 Comments:

Anonymous Анонимный said...

Этот комментарий был удален администратором блога.

2:04 AM  

Отправить комментарий

<< Home