К вопросу об информационной компетентности будущего педагога
Тезисы на конференцию "Компетентностный подход в обучении". 09/02/2006, г. Ижевск
Информационная компетентность – способность специалиста отбирать, анализировать, обрабатывать и передавать информацию. Она состоит из двух групп информационных навыков. Это - базовые библиотечные навыки и навыки пользования информационными технологиями.
К базовым библиотечным относятся навыки работы с информацией – ее сбор, анализ и обработка для дальнейшего использования. Здесь уместно привести список навыков, выделенных SCONUL (Society of College, National and University Libraries) [1]:
Информационная компетентность дает специалисту дополнительные возможности: получать престижную и высокооплачиваемую работу, формировать собственный досуг и мир развлечений, быть в курсе основных мировых и локальных событий. В свою очередь информационная компетентность требует от специалиста уметь быстро обрабатывать большие объемы информации, создавать новое знание, владеть компетенциями в смежных областях, обладать способностью к творчеству, постоянно самосовершенствоваться и самореализовываться. [2]
Литература:
Информационная компетентность – способность специалиста отбирать, анализировать, обрабатывать и передавать информацию. Она состоит из двух групп информационных навыков. Это - базовые библиотечные навыки и навыки пользования информационными технологиями.
К базовым библиотечным относятся навыки работы с информацией – ее сбор, анализ и обработка для дальнейшего использования. Здесь уместно привести список навыков, выделенных SCONUL (Society of College, National and University Libraries) [1]:
- Способность осознавать потребность в информации.
- Способность находить, каким образом можно восполнить «пробел» в знаниях:
- понимать, что существуют различные источники информации;
- уметь выбрать среди большого количества ресурсов только те, которые позволяют решить конкретную задачу;
- знать, как получить доступ к необходимой информации.
- Способность разрабатывать стратегии поиска информации:
- четко формулировать запрос на требуемую информацию;
- разрабатывать систематические методы поиска;
- понимать принципы создания баз знаний и работы с ними.
- Способность отобрать информацию:
- использовать различные техники поиска;
- применять коммуникативно-информационные технологии;
- работать с библиографическими и аннотационными службами, архивами, базами данных;
- быть в курсе новейших технологий и уметь их применить.
- Способность сравнивать и оценивать информацию:
- понимать, что информация может быть субъективна;
- реферировать научные публикации;
- оценивать достоверность информации;
- уметь работать с несколькими источниками одновременно.
- Способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию:
- выбирать подходящий способ работы с информацией в конкретной ситуации;
- создавать библиографические ссылки;
- составлять собственную библиографическую систему для удобства дальнейшей работы;
- использовать уже имеющуюся информацию для решения задач;
- воспроизводить информацию, используя различные средства;
- осознавать существование проблемы авторских прав.
- Способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.
- Осуществление информационного поиска в Интернет:
- умение пользоваться поисковыми системами, правильно составлять поисковый запрос;
- знать Интернет-порталы, касающиеся профессиональной деятельности;
- уметь находить необходимую информацию с помощью Интернет-каталогов.
- Налаживание общения посредством следующих Интернет-технологий:
- электронная почта;
- чат;
- форумы;
- блоги;
- месседжеры.
- Использование стандартного программного обеспечения, позволяющего:
- обрабатывать текстовые, табличные, графические документы;
- создавать презентации;
- пользоваться Интернетом;
- просматривать и прослушивать видео/аудиозаписи.
- Использование технических устройств, таких как:
- компьютер;
- оргтехника;
- цифровой/кассетный диктофон;
- видеокамера;
- проектор.
Информационная компетентность дает специалисту дополнительные возможности: получать престижную и высокооплачиваемую работу, формировать собственный досуг и мир развлечений, быть в курсе основных мировых и локальных событий. В свою очередь информационная компетентность требует от специалиста уметь быстро обрабатывать большие объемы информации, создавать новое знание, владеть компетенциями в смежных областях, обладать способностью к творчеству, постоянно самосовершенствоваться и самореализовываться. [2]
Литература:
- Information Skills in Higher Education: A SCONUL Position Paper. http://www.sconul.ac.uk/activities/inf_lit/papers/Seven_pillars.html (январь 2006г.)
- Петухова Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета, №1 (39), 2005 – с. 116-123.
1 Comments:
Этот комментарий был удален администратором блога.
Отправить комментарий
<< Home