понедельник, декабря 19, 2005 1:53 AM

О необходимости создания информационно-образовательной среды в вузе

Тезисы на конференцию "Средовый подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям". 10/12/2005, г. Воткинск
В условиях информатизации современного общества подготовка молодого поколения к полноценному и эффективному участию в общественной жизни, характеризующейся владением информацией как ресурсом управления и развития, является требованием времени.

При этом подготовка и переподготовка преподавателей уходит на второй план. Вместе с тем, готовность преподавателей использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности может, безусловно, повлиять на повышение эффективности учебного процесса.

Установлено, что при освоении информационных технологий преподаватель сталкивается с рядом сложностей:
  • консервативность при переходе от привычных методов обучения к инновационным методам;
  • возникновение психологических барьеров и страха перед использованием новой техники, незнакомого программного обеспечения;
  • отсутствие методических материалов по использованию существующих оболочек для подготовки авторских предметных материалов;
  • отсутствие научно-обоснованных методических материалов по самостоятельному проектированию дидактических систем информатизации своей педагогической деятельности.
В основном, преподавателю приходится заниматься самообразованием, тогда как ему можно помочь путем:
  • развития системы повышения квалификации педагогических кадров;
  • содействия в адаптации к постоянно изменяющимся технологиям обучения;
  • создания единой информационно-образовательной среды, состоящей из готовых обучающих материалов;
  • разработки ориентированных на опытных преподавателей методических материалов по использованию существующего программного обеспечения.
Решив эти проблемы, преподаватели подготовятся к выходу на новый уровень профессионального развития, на котором они будут способны самостоятельно проектировать дидактические системы информатизации своей педагогической деятельности и с успехом использовать их на практике.

Такие дидактические системы предоставят преподавателям дополнительные возможности, с помощью которых можно будет решить две несовместимые в условиях традиционного обучения задачи: работа с группой учащихся и индивидуальная работа с каждым отдельно взятым учеником.

При этом, каждый преподаватель будет иметь возможность проектировать дидактическую систему на основе собственного взгляда на обучение, учитывая специфику курса и индивидуальные особенности обучаемых, что позволит заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию и, самое главное, не только передать им знания по предмету, но и научить поиску, анализу и обработке информации.

Таким образом, совмещение педагогических знаний и знаний в области информационных технологий может вывести информатизацию современного общества на новую ступень развития, на которой можно было бы говорить о создании новой образовательной среды.