понедельник, декабря 19, 2005 2:05 AM

Опыт внедрения видеозаписей лекций в качестве элемента системы Интернет-обучения

Тезисы на конференцию "Новые образовательные технологии в вузе". 12/12/2005, г. Екатеринбург.
В наше время часто ведутся споры о том, оправдано ли применение дистанционных образовательных технологий в процессе обучения персонала предприятия. Нам кажется, что на данный момент важнее не создавать систему дистанционного образования, а научиться использовать уже имеющиеся информационные технологии в конкретных практических задачах.

Так для решения поставленной нам задачи организации процесса повышения квалификации бухгалтеров (в связи с введением изменений бухгалтерского учета бюджетных организаций) мы использовали самые простые технологии, но смогли оптимизировать этот процесс.

При традиционной форме обучения бухгалтерам предлагалось прослушать лекции ведущих профессионалов. При этом появлялось несколько проблем.

Во-первых, проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. Это приводит к большим командировочным расходам и к лишней трате времени на дорогу для специалистов, проводящих лекции и семинары.

Во-вторых, проблема времени. Так как время у людей, заинтересованных в повышении своей квалификации, часто расписано по минутам, они не всегда находят возможность присутствовать на лекциях приезжающих профессионалов.

В-третьих, даже если руководство компании решает создать электронный учебник, разработка такового может занять много времени.

Предложенная нами технология является универсальным решением, как за короткий срок и с минимальными затратами решить эти проблемы.

Мы предлагаем бухгалтерам гипертекстовый рубрикатор, разбитый на темы лекций, начитанных лекторами. Каждая тема состоит из страницы контента, видеозаписи лекции и контрольного блока. Работу с таким рубрикатором можно вести двумя способами:
  1. Организовывается группа обучаемых и, используя вывод видеофайла на большой экран с помощью проектора, проводятся таким образом лекции и семинары.
  2. Каждый бухгалтер в свободное время может прослушать любую из лекций на отдельном компьютере и затем пройти для закрепления и проверки материала контрольный тест, результаты которого будут сохранены для отчетности.
Таким образом, к плюсам такой технологии можно отнести то, что:
  1. Обучение становится доступно вне зависимости от географического расположения обучающихся и лекторов.
  2. Обучаемый может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  3. Разработка электронного курса по такой технологии занимает значительно меньше времени и ресурсов.
  4. Отсутствуют командировочные расходы.
  5. Появляется возможность проходить обучение без отрыва от работы.
Но надо отметить очевидные минусы такой технологии:
  1. Отсутствие реального общения между обучающимися и лекторами, которое заменяется виртуальным общением посредством форума.
  2. Зависимость результата обучения от самостоятельности и мотивированности обучаемых.
  3. Необходимость в достаточно хорошей технической оснащенности компании, проводящей обучение.
Итак, хочется отметить, что решение конкретной задачи – это не следование установленным правилам, а умелое и рациональное использование оптимального для конкретной задачи сочетания методических и технических средств как электронного, так и традиционного обучения.

2 Comments:

Blogger GG said...

Наташа, интересно узнать побольше конкретики про этот опыт:
1. кто был автором и организатором проекта (МИТТЕК?),
2. можно ли получить доступ к видео через интернет (я не поняла, как это работает в удаленных местах, кто организует очные встречи с просмотром видео).
Очень правильный опыт - быстро и эффективно.

6:18 AM  
Blogger Nataly Bry said...

Инициатором проекта были компания Миттек и Администрация города Глазова, которая решила, что им будет удобнее именно таким способом обучать своих специалистов (бухгалтеров).

Доступ к лекциям осуществляется через Интернет. В городе Глазове есть ЕГИМ (единая информационная магистраль), благодаря которой (предполагается) в городе будет существовать множество интернет-ресурсов, доступ к которым станет намного дешевле, эти ресурсы будут оплачиваться по так называемому внутреннему траффику. Кстати, администрация города собирается объединить в ЕГИМ школы города и дать школьникам бесплатный (или почти бесплатный) доступ к образовательным ресурсам. (Объединить = подключить к Интернету.)

Сами лекции записываются в Ижевске компанией, которая организует семинары для различных специалистов. Обработку лекций в учебник делаем мы, компания Миттек. Организует очные встречи с просмотром видео администрация города.

2:43 AM  

Отправить комментарий

<< Home